четверг, 23 января 2014 г.

Coco Chanel: первые шаги к успеху (1910-1920)

«Fashion is not just about dress; fashion is something in the air. Fashion is in the sky, the street. Fashion is about ideas, the way we live, what is happening!»
Сосо Chanel


      В начале двадцатого века сама идея деловой женщины, или бизнес-леди, как говорят сейчас многие, выглядела слегка безумной. В то время мужчины занимали все властвующие позиции в сфере бизнеса. Они темпераментно считали, что место женщины дома, где она спокойно приглядывает за детьми, успевая не только готовить вкусный ужин для всей семьи, но и следить за каждой пылинкой в кабинете мужа. Если же женщина упрямилась и проявляла интерес к работе вне дома, то её ждала скучная вакансия продавщицы или работницы на фабрике. Быть адвокатом? Бизнес партнёром? О чем Вы? Кому такое в голову придёт?

      Представители модных домов в США и Европе придерживались такого же мнения о позиции женщин в обществе. Модницы ходили исключительно в узких платьях буквально скрывающих их «до пят», длинные шлейфы были на пике популярности.

     Такие фасоны вызывали неудобство в повседневной жизни: трудности при вождении машины, конных прогулках и даже при динамичной ходьбе.


    Чрезмерная бледность тоже была в моде, это был признак девушки-белоручки, которая не проводит на улице весь день при палящем солнце, как обычные работяги. Таким образом, женщины чаще всего проводили все своё время дома, трепетно скрывая свои носики от солнечных зайчиков. Если же они выходили на прогулки, то надевали широкие шляпы, богато украшенные цветами, фруктами и перьями. Шляпы спасали нежную кожу девушек от солнца, но не делали образ модницы удобным для долгих поездок.


     Однако была ещё и часть женщин, которых не устраивало такое положение дел, им надоело терпеть неудобства и капризы общественного мнения. Одной из таких девушек была француженка Габриэль «Коко» Шанель. Её пленила мысль изменить женскую моду. И создание своего малого бизнеса в 1910 году было первым шажком на дороге ошеломительного успеха. За следующие шестьдесят лет она достигла не только своей первоначальной цели, но и стала самой богатой и успешной бизнес леди двадцатого века.

 
 У Коко Шанель не было совершенно никакого опыта в сфере бизнеса, когда она открыла свой первый магазинчик в Париже в 1910 году. Девушка из обычной семьи, которая после окончания школы подрабатывала портнихой, девушка, которая подпевала в ночных клубах, в попытках стать певицей, где и получила кокетливое прозвище «Коко», именно эта девушка в свои 27 лет рискнула и открыла свой магазин. И не удивительно, что у неё все получилось. Коко была невероятно харизматичной девушкой,  всегда одеваясь со вкусом, она умела заводить правильные знакомства. Не смотря на бедное происхождение, она отлично чувствовала себя в компании самых модных и успешных людей Парижа. Стоит лишь упомянуть, что её ухажёрами частенько были и богатые молодые армейские офицеры.  Один из них – красавец англичанин с густыми чернющими усищами по прозвищу «Бой» , Артур Капель. Именно у него юная Коко попросила небольшую сумму в помощь для открытия магазина. Не смотря на своё удивление, ведь женщины тогда не проявляли совершенно никакого интереса к бизнесу, Артур с лёгкостью дал в кредит Коко нужную сумму. Капель был богат и мог позволить себе открыть хоть несколько магазинчиков на самой модной и дорогостоящей  улочке Парижа.


       Первые покупательницы Коко были её подруги с золотой светской тусовки. Они приходили в восторг от простых и изящных шляпок, дизайн которых для них разрабатывала Коко, и потешались над дамами со старыми дизайнерскими «корзинками с фруктами» на голове. Вскоре Габриэль решила рискнуть и двинуться дальше, она занялась дизайном одежды, продолжая соблюдать принцип простоты и элегантности. Она ненавидела платья в пол и громоздкие шляпы, которые все носили вокруг, поэтому неудивительно,что её первыми  шедеврами стали платья и юбки чуть ниже колена. Её нововведениями также стали женские жакеты  и блузки свободного кроя, позволяющие женщинам вздохнуть полной грудью. И вот вновь все модницы Парижа встретили прогрессивные идеи Коко на ура.



       В 1913 году открывается новый магазин в Довиле, в курортном городке в двух часах езды от Парижа, расположенном на побережье Ла Манша. Здесь центр модной светской тусовки того времени: русские принцессы прогуливаются под ручку с английскими леди и дочерями успешных немецких бизнесменов, все находятся в постоянном поиске одежды самого нового и стильного дизайна. Им приходится по вкусу стиль Коко: простые изящные шляпки, свободные жакеты и платья с юбками укороченной длины.


   Стоит упомянуть, что для демонстрации своей одежды частенько сама Коко Шанель выступала в роли манекенщицы, прогуливаясь по Довилю вместе со своими сёстрами. Спрос на «Шанель» рос с космической скоростью. Коко продолжала эпатировать – Коко и Бой (Артур) были первыми купальщиками Довиля.

    Все газеты в ту пору трубили о невиданном скандале: Коко Шанель нарушила все приличия и публично искупалась в море, что до тех пор было негласно запрещено этикетом. Коко пошла дальше – она ввела моду на загар и на удобную одежду простого кроя из дешёвых, но очень удобных материалов, которые использовали лишь местные рыбаки, да моряки. Свитера в сине-белую полоску стали «униформой» светского человека Довиля. Шанель создала свой новый стиль. Лёгкость и простота в сочетании с красотой и элегантностью сделали Коко востребованным кутюрье!

     
       В первый год успех магазина был ошеломительный, и Коко рассчитывала на не один год прибыльной продажи, однако события в Европе потрясли всех. В июне 1914 года в Сараево, столице Боснии, молодой студент Гаврило Принцип застрелил австрийского престолонаследника Франца Фердинанда и его жену Софию. Это послужило поводом к началу Первой мировой войны. Многие семьи с севера Франции переехали в дорогие отели Довиля в надежде укрыться от военных действий, разворачивающихся на границе с Бельгией. Беспокойство было не критичным, люди верили в то, что война закончиться ещё до Рождества.  Спустя несколько недель стало ясно, прогнозы ошибочны. Все больше и больше мужчин покидали Довиль, присоединяясь к Французской Армии. Отели переделывали под госпитали для солдат с тяжёлыми ранениями. Многие француженки из состоятельных семей осознали всю серьёзность разворачивающихся перед ними событий и решили всеми силами помочь – они стали медсёстрами в госпиталях, в которых какой-то месяц назад пили чай из фарфоровых кружечек и вели светские беседы. Но после нескольких дней усердной работы пришлось признаться, что невозможно работать в длинных платьях до пола, которые очень замедляют перемещение и всячески мешают.

      «Где же можно найти одежду стильного кроя, но в тоже время и удобную в таких условиях?»,– вопрос повис в воздухе. Женщины нашли ответ в новом магазинчике Коко Шанель. Её простой и элегантный дизайн полностью соответствовал требованиям. Коко работала на износ: платья раскупали чуть ли не в момент, когда она делала последний стежок. 


   


   

Год спустя, летом  1915 года, Коко была изможденна, она нуждалась в отдыхе.  Артур Капель, не задумываясь, взял несколько отгулов с места службы и отправился с Коко на юг Франции, в прибрежный городок Биарриц. В место, где не думают о войне, в место, где люди стремятся хоть на несколько дней забыться и погрузиться в мир спокойствия и наслаждений.
Город был наполнен молодыми армейскими офицерами, неторопливо прогуливающимися со своими жёнами или подругами. Бары, рестораны, магазины, ночные клубы. Круглосуточные развлечения, на которые постоянно был спрос.  Не удивительно, что Коко сразу увидела перспективы этого места. Габриэль Шанель почувствовала, что женщины Биаррица отличаются по стилю от её покупательниц в Довиле. Эти модницы хотели веселиться дни и ночи напролёт, выглядеть сногсшибательно, и ради этого были готовы платить любые деньги.  Но открытие третьего магазина требовало не только новых финансовых вложений, но и решение проблемы закупки тканей. Шла война, на фабриках были затруднения с выпуском новых тканей.  Коко мастерски решила проблемы, подключив Боя, она внесла первые взносы за аренду, а ткани заказала с Испании, которая не принимала участия в военных действиях. Следующим её шагом была аренда просторного дома в центре городка и поиск шестидесяти ткачих, которые бы помогли ей в создании новой коллекции. В результате – ошеломительный успех и довольные модницы Биаррица, не скупившиеся покупать платья по высоким ценам. Ведь оно того действительно стоило. Матроски, кожанки на манер жокейских, лёгкие куртки, холщовые юбки, бижутерия. Коко сформулировала своё кредо: женскую одежду нужно шить не так, что бы она нравилась мужчинам, а так, что бы женщины чувствовали себя в ней удобно. Даже жительницы Мадрида спешили купить хоть вещичку из такой эксклюзивной коллекции.


      В 1917 году Шанель вновь шокировала общественность, возможно, из-за стресса, или в продолжение своих революционных свершений, или же и вовсе от тоски по Бою, с которым она теперь крайне редко виделась из-за его высокого положения в армии. Коко отрезала свои роскошные длинные волосы. Задолго до Шанель, конечно же,  были дамы, осмелившиеся в то время сделать себе короткую стрижку. Среди них жена Поля Пуаре Дениза и знаменитая актриса и танцовщица Полер, но их поступок если кого-то и шокировал, то уж точно никого не вдохновил. С Шанель было всё по-другому. Не успела она отрезать волосы, как её примеру последовали очень и очень многие. Короткая стрижка стала модной.

       Следующие три года Коко Шанель разрывалась между своими тремя магазинами в Париже, Довиле и Биарицце, пока Первая Мировая война не закончилась. К 1916 году было уже около трёхсот человек, работающих на Коко. Она вернула деньги Бою Капелю со всеми процентами, и была благодарна за то, что жизнь дала ей шанс не только показать своё видение моды, свой дизайн, но и создать столь процветающий бизнес. Женщины любили её магазин, её стиль, они прислушивались к мнению Коко Шанель. Теперь уже она творила моду и создавала образы своих покупательниц.

    Первая Мировая Война разительно изменили европейское общество. Женщины занимали уже более уверенную позицию в этом новом мире. Они показали, что могут работать в офисах и на фабриках, пока мужчины воевали на фронте. В начале 1920 они наконец-то осознали, что сейчас женщины могут вести совершенно другую жизнь, не ровняясь на жизнь своих матерей. Светская состоятельная часть Парижского общества была обуреваема неистовой жаждой траты денег. Сияющие бриллианты, ревущие моторы ярких автомобилей, пляжные вечеринки, сигары, бассейны шампанского, танцы под  Луи Амстронга  и Джерри Мортона, фильмы с неповторимым Чарли Чаплином и обворожительной Гертой Гарбо. И ,конечно же, вещи Коко Шанель.

       Женщины не хотели возвращаться к старым привычкам: длинным, узким платьям и глупым громоздким шляпкам. Они с радостью поддержали стиль Коко Шанель. Стиль, который соответствовал времени. Коллекции Коко разлетались по всему миру. Для женщин из крупных городов Европы она разработала как линию повседневной одежды делового стиля – свободные жакеты и укороченные до колен юбки, так и более яркую линейку пляжной одежды.  В Штатах её коллекция была на первых обложках глянцевых журналов и участвовала в рекламной компании Форд Мото. Теперь, по мнению Harper’s Bazaar, женщина, у которой в гардеробе нет хотя бы одной вещи от Шанель, считалась безнадёжно отставшей от моды!


    Чем лучше шли её дела на модном фронте, тем хуже всё становилось на личном. Шанель всегда знала, что Артур Капель, человек знатного происхождения, богатого и вхожего в высшие круги английского общества, никогда не женится на ней. Но несмотря на это, она тяжело перенесла известие о его женитьбе на некой знатной молодой особе. Теперь он стал политическим секретарём британской секции Большого межсоюзнического совета, и ему было крайне необходимо заключить брак для повышения собственного статуса. Однако личные беды Шанель никак не отражались на её творческой карьере. Парижанки продолжали восхищаться нарядами Коко. Чтобы во время многочисленных ночных бомбардировок, женщины не прибегали в бомбоубежища в ночных лёгких сорочках, в которой которых они чувствовали себя неловко, Коко предложила специальную пижаму из белого или бордового атласа. И так как все шофёры были мобилизованы на фронт, женщинам приходилось много ходить пешком. Для них она также сшила прорезиненные плащи-дождевики, которые быстро застёгивались и были снабжены широкими карманами. Можно было купить чёрный, белый, синий или розовый. В Америке и Бразилии эти плащи стали настоящим хитом.

       В это время Бой Капель осознал, что по сравнению с остроумной, энергичной, насмешливой и невероятно обаятельной Коко Шанель все остальные женщины просто блеклые её тени. И вот в ночь накануне Рождества 1919 года Капель спешил из Парижа в Канн. Слухи ходили разные. Одни поговаривали, что он ехал в Лондон, чтобы встретить праздник с супругой, другие, что собирался объявить ей о разводе. Шанель он обещал вернуться в Париж к Новому году. У автомобиля лопнула шина - Бой погиб мгновенно. Через несколько часов Коко увидела на обочине груду искорёженного металла, которая совсем недавно была его машиной, легонько провела рукой по стеклу. Везде была кровь — кровь Артура Капеля, её любимого мужчины. Она села на обочину и расплакалась. А вернувшись домой, перекрасила стены в чёрный цвет. Тогда же она и придумала своё маленькое чёрное платье. Но это уже совсем другая история…




Комментариев нет:

Отправить комментарий